Поворот Eau Rouge (Красная вода) – сквозь время.

Поворот Eau Rouge (Красная вода) – сквозь времяНесмотря на многочисленные изменения на протяжении почти 70 лет, ни один из поворотов  Формулы 1 так не будоражит душу как Eau Rouge (Красная вода) в Спа-Франкошам. Белая горка одновременно пугала, мучила и волновала пилотов Формулы 1 в течении 65 лет. В преддверии гран-при Бельгии, которое пройдёт на легендарном автодроме Спа-Франкошам давайте вспомним как менялся поворот Eau Rouge (Красная вода) в течении многих лет.

1950-е гг.

Особенность повороту придаёт ручей, который протекает под трассой в самом начале подъёма. Вода в ручье богата железом, от этого он имеет характерный красный оттенок. Отсюда и название поворота «Красная Вода».

Поворот Красная Вода, 1952 год. Альберто Аскари (Феррари)

Почти 100 лет назад в 1920-х годах, когда первые гоночные болиды мчались по трассе, Eau Rouge был крутым левым, который отправлял водителей к шпильке закрученной в сторону немецкой границы. Стараясь увеличить среднюю скорость на треке организаторы решили изменить поворот и перенаправили трассу в гору, стараясь тем самым обойти медленную секцию. Если вы внимательно всмотритесь в фото 1950-х годов, вы увидите старый левый поворот у основания холма сразу за кирпичной стеной, обозначающей край мостика через ручей. Как видите изначально не было никаких барьеров из металла. Хотя барьер «Армко» всё же появился во внутренней части поворота при подъёме на гору в середине 50-х годов. На фотографиях вы можете рассмотреть масштабы подъёма и постараться приблизительно понять, что он из себя представляет. Однажды Михаэль Шумахер так отзывался о Красной Воде: «…приближаясь к повороту ты как будь-то летишь с горы и в один момент понимаешь, что гора прямо перед тобой.»

1960-е гг.

Поворот Eau Rouge (Красная вода) – 1960-еКак видно на фото, в 60-е годы не было существенных изменений в форме поворота, однако избыток рекламных щитов не может не бросаться в глаза. Меры безопасности в вираже остались без изменений: одинокая каменная стена выравнивающая изгиб за пределами трассы от основания холма в Raidillon (финальному левому на гребне вершины). Такая раскладка не раз доставляла неприятности гонщикам. Так Джим Кларк рассказывал об инциденте случившимся с ним во время свободной практики в 1966 году: «Я поднялся по склону от Красной Воды на скорости 130 миль/час и двигаясь по намеченной траектории я наткнулся на автомобиль, который ехал приблизительно в четыре раза медленнее. Всё, что я смог сделать в итоге, это держаться подальше от деревьев…».

1970-е гг.

Красная Вода 1970-е годыВ 70-е годы между Формулой 1 и Ассоциацией Пилотов Гран-при разразились серьёзные баталии. Выросшие скорости, опасное дорожное покрытие и несоответствие барьеров  стандартам безопасности привели к тому, что гонка в Спа в 1969 году была отменена. Гран-при вернулось в Бельгию в 1970 году, с Красной Водой обрамлённой металлическими барьерами Armco. Это ограждение было очень популярно в то время, может быть поэтому подобный барьер был установлен и в основании поворота. К сожалению этого оказалось мало и Формула 1 на целых 13 лет переехала сначала в Нивеллс, а затем в Золдер. Стоит помнить, что в то время Спа состояла полностью из общественных дорог. Отсюда и следы разметки и граффити, которые видны на фото. В 1979 году трек укоротили с 14.1 км до его текущей длины, тем не менее только в 2000-м он стал постоянным гоночным автодромом.

1980-е гг.

Красная Вода 1980-е годы. Найджелл МэнселлПосле восьми последовательных лет на универсально непопулярной трассе в Золдере, пилоты были рады когда гран-при Бельгии вернулось в Спа на одну гонку в 1983 году (перед постоянным переездом в 1985 году). Хорошей новостью был тот факт, что Красная Вода осталась всё той же гоночной проблемой для пилотов с единственными незначительными модификациями, небольшим увеличением в конечной части, улучшенными барьерами Armco, добавленными стенами из отработанных покрышек у основания холма и нового входа и выхода на обочину. К сожалению восходящая звезда Формулы 1 Штефан Беллоф погиб в этом повороте во время гонки на спорткарах в 1985 году. В течении десятилетия меры безопасности улучшались: увеличивалась толщина шинных барьеров, расширялась песчаная ловушка. Если говорить о красочности, то её обеспечила низкая посадка автомобилей. Машины извергали искры после того как попадали в область на подъёме, где машины прижимались больше чем в других местах. Теперь болиды Формулы 1 имеют титановые вставки на днище, они так же как и ранее должны будут обеспечивать море искр и фонтаны огоньков. Посмотрим…

1990-е гг.

Поворот Eau Rouge (Красная вода) – 1990-е В 90-е годы Красная Вода стала местом нескольких крупных аварий. Так в 1993 году Лотус Алекса Занарди из-за механических проблем вылетел с трассы в середине подъёма, к счастью пилоту удалось избежать тяжёлых повреждений. Этот инцидент дал повод слухам о том, что поворот необходимо переделать в шикану. Однако Айртон Сенна, пятикратный победитель гран-при был крайне возмущён подобными высказываниями. Вот что он сказал по этому поводу: «Если вы уберёте Eau Rouge, то вы уберёте причину по которой я делаю это…» Печальная ирония в том, что Сенна сказал это перед своей гибелью, которая послужила обратной реакцией к более придирчивому отношению к повороту в 1994 году. Сектор стал ещё лучше в следующем году: были добавлены дополнительные шинные барьеры, ловушки из гравия и подушки для вылета. В 1999 году стена от внутренней правой части «попятилась» назад. После чего Жак Вильнёв сказал: «Поворот, теперь выглядит гораздо легче и теперь он не столь впечатляющий как раньше. Он стал более плоский…» Слова канадца вернуться к нему. Во время квалификации Вильнёв и его напарник по BAR Риккьярдо Зонта осмелились вдвоём войти в поворот – в итоге оба попали в аварию. Тем не менее прогресс в аэродинамике означал, что в следующем году пилоты обнаружили Красную Воду более комфортной. Его начали проходить на повышенной передаче с меньшим потреблением топлива. Выходная обочина на вершине холма была сглажена – это изменение дало водителям возможность штурмовать выезд из поворота на максимально захватывающих скоростях.

2000-е гг.

Поворот Eau Rouge (Красная вода) – 2000-еНачало десятилетия ознаменовано асфальтированием гравийной подушки в повороте, очередной шаг к увеличению безопасности. Выезд с пит-лейна был перемещён на внутреннюю часть виража. Выходная обочина на вершине холма стала ещё более гладкой, что в свою очередь оставило возможность пилотам быть агрессивными на вершине холма в прохождении изгиба. Однако не все были рады новым изменениям. Жак Вильнёв (2002 год): «Я всегда люблю приезжать в Спа, но в этот раз штурм Красной Воды не составил для меня никаких трудностей.» «С регулировкой тягового усилия и высокой мощностью – теперь это слишком простой элемент для любого пилота». Но только в 2006 году, когда Формула 1 отказалась от 3-х литровых V10s и перешла к 2.4-х литровым V8s, большинство пилотов отметили, что прохождение Eau Rouge стало проще. Хотя он всё ещё оставался очень неудобным в дождевых условиях или на полных баках. В 2008 году Марк Уэббер сказал, что одобряет подобные изменения в конструкции поворота. «Теперь задача иная. Раньше когда у нас были V10s, мы вылетали на самую вершину сразу на край поворота. Однако в пылу борьбы шины быстро истирались. Теперь автомобили стали более стабильными. Конечно же вы хотите, чтобы ваш автомобиль оставался на траектории, но если в повороте будет столкновение вам сложно будет его избежать. На самом деле организаторы пришли к компромиссу, но если у вас ненормированное давление в шинах или вы неправильно вошли в поворот то Вам всё ещё предстоит испытать определённые проблемы при прохождении виража.»

2010-е гг.

Поворот Eau Rouge (Красная вода) – 2010-е. Дженсон Баттон По сути с начала десятилетия поворот особенно не изменился, хотя развитие технологий оставило прохождения поворота сложным для гонщиков. Появление F-канала в конструкции автомобиля привело к диалогам об изменении поворота таким образом, чтобы сделать его односторонним это помогло бы машинам быть более эффективными с точки зрения аэродинамики. А после введения системы DRS в 2011 году, пилотам и во все было запрещено использовать эту систему в Красной Воде из соображений безопасности. Последние изменения энергоблоков, которые вступили в силу в 2014 году изменили игру ещё раз. В настоящий момент все пилоты сходятся во мнении, что Eau Rouge это по прежнему вызов профессионализму и смелости. «Благодаря новым машинам Eau Rouge вернул себе свою актуальность, теперь появилась опасность вылета, особенно на мокрой трассе», рассказал пилот Ред Булл Даниил Квят. «Красная Вода всегда будет оставаться одним из самых захватывающих мест автодрома», соглашается Льюис Хэмилтон. «Когда вы атакуете его, вся жидкость в вашем организме прижимается к земле, а затем, когда вы добираетесь до вершины вам кажется, что сейчас она пойдёт обратно и хлынет через край. Что крайне захватывающе, учитывая скорость в 200 миль в час!».

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal