Роман Грожан (Лотус): Как ФИА испытывало мой болид?

Технология ФИА для испытания днища болидаНа квалификации Гран-при Венгрии Роман Грожан (Лотус) занял третье место, но после осмотра его машины стюарды гонки поставили под сомнение его результат. Рассмотрим детально, как же ФИА предусматривает испытание днища болида вообще и Романа Грожана в частности. На соответствие своим стандартам.

На данном рисунке видно как ФИА проводит испытание на отклонения пола от проектного положения. Машина, которая начиная с 2010 года, становилась всё более тяжёлой, должна была иметь и более надёжную защиту днища. После того как Роман Грожан квалифицировался третьим на Гран-при Венгрии в Будапеште. Стюарды обнаружили на его машине повреждения днища кокпита и предположили, что это конструктивные изменения, связанные с облегчением болида. В соответствии со статьей 3.17.5 технического регламента, пол под нагрузкой в 200 килограмм не может прогибаться более чем на 5 мм, в трёх различных точках. На разбирательстве по поводу днища болида Грожана, команда Лотус смогла доказать, что такое состояние в котором оно находилось, является следствием ударов машины о бордюры расположенные повсеместно вдоль трассы Хунгароринг. И только тогда Роман Грожан избежал наказания.

Но чтобы доказать это был созван совет стюардов и представителей от команды Лотус. Они просмотрели огромное количество видео с болидами Грожана, Райкконена и других пилотов и после убедились, что повреждения возникли вследствие падения болида на поребрик в одном из поворотов во время квалификации Гран-при Венгрии. Амплитуда, с которой гравитационная сила бросала кокпит машины на поребрик колебалась от -7.3g до 11.1g. Что это означает? А то что плоскость днища поднималась над поверхностью поребрика с таким ускорением и на такую высоту, что падая, она приобретала ускорения в 7.3g. А после удара, дно, деформируясь, продолжало двигаться вниз с ускорением равным 11.1g. Такая сила в итоге и проломила дно болида.

Логично было предположить, что-то подобное. Но пока не увидишь не догадаешься. Интересно как часть ФИА испытывает болиды? Наверное перед сезоном точно, а вот при возникновении подобного рода инцидентов испытания повторяются. Потому что если бы такие испытания проводились на всех болидах перед каждой гонкой, во первых не возникло бы прецедента, потому что все бы знали. что днище соответствует установленным стандартам. А с другой стороны это очень затратное мероприятие как в финансовом плане, так и во временном. 22-е машины, на каждую минимум 20 минут, а то и больше. Это получается только испытания займут где-то около 8 часов. В условиях Европейских гонок это вообще не возможно, все команды передвигаются на грузовиках, и приезжать ещё раньше чем сейчас это уже не в какие ворота. А если учитывать гонки по всему миру? Это ведь им приходится возить за собой лабораторию, опять же дополнительные расходы. Теперь понятно почему то там, то там всплывают разного рода финансовые махинации. В которых оказываются замешанными самые высокие посты ФОМ, ФИА и так далее.

 Лотус — легенда Колина Чапмена.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal