Правда, что болидами Ф1 сейчас управлять легче чем раньше?

Правда, что болидами Ф1 сейчас управлять легче чем раньшеДействительно ли, что болидами Формулы 1 в настоящее время управлять легче чем несколько десятилетий назад? Этот вопрос так же стар как и сами гонки Ф1. Сейчас он стал более остро ввиду того, что средний возраст пилотов на сетке непреклонно движется вниз. Но какова реальность?

В большинстве сфер жизни, упрощение производства чего-либо считается хорошим признаком. Однако в спорте, не всегда так. Будь-то гольф или введение большей доли аэродинамики в футбол, наука стремиться «улучшить» вещи, часто против воли тех для кого это делается, в спорте же это может привести к потери самой сути того или иного вида.

Стали ли гонки Формулы 1 проще? Конечно – таким был ответ некоторых, однако является ли такая критика обоснованной? В данном случае не обойтись коротким: «да» или «нет». Преобладающий ответ среди профессионалов выглядит приблизительно так — каждая эра Формулы 1 является необычной, в каждом значимом периоде есть большие отличия, которые дифференцируют её от тех что были до и что будут после…

С точки зрения пилотирования.

Бывший пилот Формулы 1, который сейчас является комментатором, Мартин Брандл, возможно является человеком, который может предложить реально обоснованное мнение. Его опыт простирается от Мерседес 196, которым управлял Фанхио в 1954 году до нынешнего болида Мерседес Ф1 W06 Гибрид (и ещё многих других автомобилях в промежутке между). Мартину за свою С точки зрения пилотирования.историю, удалось побывать за рулём 40 болидов Формулы 1, которыми он реально управлял на гоночных трассах. Он утверждает, что вопрос имеет как минимум две составляющие: «Первая это физические аспекты, вторая контроль за болидом. Когда мы говорим «легче» мы должны различать два подхода.»

«Болид, который я бы счёл самым простым для того, чтобы сесть и победить, скорее всего был бы Ред Булл с 2.4-литровым двигателем V8 и направленным выхлопом (который использовался между 2010 и 2013 годами). Они прижимались к земле даже в проливной дождь, вы не могли нажимать на газ иначе чем быстрее. В отличии от них автомобили 2015 года, могут быстро ехать в любом месте трека, в независимости мокрая ли трасса или сухая, имея определённое количество крутящего момента и определённое количество внезапной мощности, которую они получают от батарей и турбо.»

«Этими болидами физически легче управлять, но их очень сложно удержать на трассе, насколько я могу знать. Я полон восхищения мастерством пилотов, которые опять «рвутся в бой» как ни в чём не бывало после ре-старта гонки после машины безопасности, на полу мокрой или полусухой трассе. Я несколько раз пилотировал болид Форс Индии и Мерседес (с гибридной установкой). И я действительно никогда раньше не был так близок к ощущению педали акселератора, я чувствовал сколько можно ещё добавить. Было слишком много контроля над мощностью машины.»

«Это делает управление гоночным автомобилем проще. Когда у Вас в руках практически абсолютный контроль над мощностью, вы легко можете отправить автомобиль не туда.»

С физической точки зрения.

С другой стороны Брандл утверждает, физические нагрузки связанные с пилотированием нынешних болидов резко уменьшились по сравнению с теми, что были у пилотов минувших лет. Ссылаясь на свой недавний опыт пилотирования болида Форс Индия VJM08 Брандл сказал: «Я проехал на болиде Форс Индии 100 км, по сухой трассе на сликах. Я знал, что могу остановить болид в любой момент – но я не сделал этого, потому что моя шея не болела. Мне 56 лет, я не могу быть физически подготовлен к езде на подобного рода автомобилях!»

Скорее всего самой сложной с точки зрения нагрузок на пилота была эпоха на исходе 3-го десятилетия истории Формулы 1 в С физической точки зрения.середине 80-х с квалификационными шинами и квалификационными двигателями турбо эры, которую можно считать эталонной. Классический здоровяк Ф1 Дерек Уорик, ныне стюард Ф1, утверждает, что физические усилия, которые прикладывали пилоты к рулевому колесу, отличают нынешние болиды с усилителем руля, от зверских турбо монстров 1980-х годов.

«Автомобили, которыми я управлял были более мощными. Вы были помещены в эту ракету, в которой таилось 1350 л.с. От нагрузки вы просто не могли переключить скорость достаточно быстро. Я всегда был одним из самых сильных парней на трассе, но я думал, что нужно быть очень сильным, чтобы управлять этими машинами. Жёсткие из-за прижимной силы, жёсткие из-за того, что вы всё время должны были переключать передачу, но в основном жёсткие из-за того что мощность болида была очень велика.»

«Мог ли пилот типа Макса Верстаппена т.е. подросток, сесть в подобный автомобиль и сразу показать результат»

«Я думаю, что он смог бы побороться. Я не говорю, что делать это сейчас не сложно, я говорю что то, что делается сейчас очень отличается от того, что было раньше. Однако великие пилоты – будут великими в любую эпоху. Мы говорим о лучших пилотах в мире. Они бы приспособились бы.»

С точки зрения умственных способностей.

Один из аргументов часто приводимых в пользу величия гонок Формулы 1 – это тот факт, что у пилотов Ф1 якобы есть больше свободного времени, чем у гонщиков других серий и чемпионатов во время заезда, которое позволяет им уделить больше внимания понимаю процессов происходящих на трассе. Современный болид Формулы 1 уменьшает эту способность, заполняя С точки умственных способностей.круги пилота на трассе разного рода задачами – такими как точная настройка автомобиля для каждого поворота. Но к этому теперь добавились новые проблемы, вроде управления силовой установкой болида, к тому же пилот обязан следить за расходом топлива, зарядом батареи и расходом энергии.

Управление автомобилем и вождение автомобиля, стали терминами означающими разные вещи.

Роб Смедли, руководитель технического отдела команды Уильямс утверждает, что современные автомобили вероятно легче пилотировать чем раньше, однако найти нужный баланс стало гораздо сложнее. «Эти силовые установки невероятно сложны. Просто понаблюдайте за камерой находящейся внутри автомобиля, и вы поймёте сколько информации приходится обрабатывать водителю чтобы управлять машиной. С этой точки зрения, вероятно что болидами немного более труднее управлять, но легче контролировать.»

С точки зрения технологичности.

Существует мнение, что все эти кнопки расположенные на рулевом колесе нынешних болидов, помогающие вести машины, убивают гонки в Формуле 1. Мартин Брандл категорично против этого аргумента. «Я лично считаю, что таким пилотам как Сенна и Шумахер, очень понравились бы подобные автомобили, потому что в них столько скрытого потенциала и огромная функциональность, все на рулевом колесе. Все эти дифференциалы, торможение, режимы питания и так далее. Умные пилоты смогли бы оптимизировать это.»

Проведя 57 гран-при финн Вальттери Боттас, все ещё в начале своей карьеры. Однако будучи пилотом Уильямс, у него С точки зрения технологичностипоявляется возможность побывать за рулём классических автомобилей истории Уильямс. В Уильямс есть некоторые забавные идеи касательно своих музейных экспонатов, они считают, что лучший способ сохранить автомобили Джонса, Пике, Мэнселла и других поставить их на трек и вести так сложно как никогда – именно поэтому когда Боттас сел в машину Кеке Росберга FW08, он знал, что автомобиль был перестроен и подготовлен заново с той же строгостью как и его обычный FW37. Разговоры о том, что управление современными болидами гораздо проще чем теми что уже вошли в историю, заставляет его улыбаться.

«Они очень разные, некоторые вещи труднее исполнять в автомобиле 1982 года: переключение передач с помощью сцепления, получается прекрасно, однако не сравнить с торможением, которое мы имеем сейчас. Множество задач, которые нам приходится выполнять сейчас, чтобы ехать вперёд даёт нам больше работы, и на прохождение кругов остаётся все меньше свободного времени…нет я не согласен с тем, что было труднее показать более быстрое время в прошлом. На данный момент гораздо труднее отыграть сотую долю секунды. Это очень не просто!»

И это тоже очень хороший ответ. Сегодня гонки Формулы 1 отличаются хотя бы тем, что спорт заново изобретает себя каждые 12 месяцев; гонки Формулы 1 менее физически тяжёлые: да – потому что просто титанические усилия тратятся на создание этих самых автомобилей, делая их всё больше транспортными средствами на ходу, но делая их при этом быстрее; Ф1 требует больших умственных возможностей от пилота – потому что появилось очень много дополнительных параметров, которые необходимо контролировать пилоту во время заезда, при этом Формула 1 всё так же остаётся большой технической задачей, как это было всегда – потому что огромное усилие, которое когда-то прикладывалось лишь к тому чтобы автомобиль закончил круг, теперь прикладывается в равных долях ко всему, отдавая последнюю унцию производительности машины.

Короче говоря – это совершенно другое испытание с непростым экзаменом.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal