Что такое тормоза по проводам, система Brake-by-wire?

Что такое тормоза по проводам, система Brake-by-wire?

Тормоза по проводам, система Brake-by-wir

Автомобили Формулы 1 на протяжении многих лет применяли электронную систему управления дроссельной заслонкой «fly-by-wire» ( дословный перевод: летать по проводам). Но в этом сезоне было принято решение об установке новой электронной системы управления задними тормозами. Но, что такое система тормоза по проводам (brake-by-wire)? В этой статье, я постараюсь объяснить Вам это.

Последние 20 лет, начиная с запрета (ABS), тормозной анти блокировочной системы, в начале 90-х гг, в Формуле 1 приняли относительно простую, но очень эффективную тормозную систему. Согласно правилам она состоит из двух дублирующих друг друга гидравлических цепей, с двумя главными цилиндрами (отдельными друг от друга) для передней оси (1)  и для заднего моста (4). Если одна цепь выходила из строя, то болид мог затормозить используя второй контур. Усилие прикладываемое для торможения, идущее к передней и задней осям, контролировалось пилотом, поэтому у него была возможность стабилизировать свой автомобиль во время торможения.

Внедрение KERS (система рекуперативного торможения, преобразует энергию, образующуюся во время торможения в электрическую) в 2009 году усложнила процесс торможения для водителей. KERS была подключена к передаче и в результате действия обратного крутящего момента на заднюю ось, сместила баланс тормозов к задней оси. Но из-за того, что система усиливала мощность автомобиля максимум на 80 л.с., её работа на создавала больших проблем для гонщиков.

В 2014 году на смену KERS, пришла система ERS. Принцип её работы был идентичен предыдущей системе, но она способна увеличить  мощность двигателя уже на 160 л.с. Следовательно обратный крутящий момент действующий на заднюю ось, тоже стал больше. Это-то и послужило причиной введения новой системы торможения – «brake-by-wire». Теперь команды могут управлять распределением тормозного усилия на автомобиле с помощью электронных систем, т.е. существует блок управления тормозной системой, к нему и от него по проводам, электрические сигналы поступают к цилиндрам, которые нагнетают жидкость в систему. В следствии этого, пилотам проще поддерживать нужный им стабильный уровень распределения тормозного усилия в момент замедления болида.

Пусть с теоретической точки зрения система «тормоза по проводам» довольно проста, но на самом деле это не так. В сущности система создана для того, чтобы пилот был уверен в том, что он получит желаемый уровень контроля над тормозным давлением на задней оси, в не зависимости от того какое количество энергии преобразует ERS.

Как это работает? Во время каждого торможения, энергетический блок управления (2) считывает информацию о силе нажатия на педаль тормоза, и о количестве вырабатываемой энергии, которая в свою очередь идёт на зарядку аккумуляторной батареей MGU-K (3) (эти настройки могут регулироваться пилотом).

Затем используя ту же гидравлическую систему, которая применяется: для переключения передач, усиления рулевого колеса, сцепления, дифференциала, газа и даже управления крылом системы DRS, энергетический блок управления регулирует количество давления в тормозной системе задней части (основываясь на настройках пилота по смещению тормозного усилия и задержки необходимой для сбора энергии для MGU-K).

Все участники чемпионата старались совершенствовать свои системы в начале сезона, чтобы дать пилотам возможность быстрее освоиться и понять принцип работы и управления педалью тормоза. Такие команды как Мерседес, Заубер, Макларен и Ред Булл даже сумели ввести в оборот тормозные диски меньшего диаметра и уменьшить количество поршневых цилиндров, установленных на суппорте, со стандартных шести (такое огромное усилие необходимо для надёжной работы задних тормозов) до четырёх. Как вы уже догадались, в спорте где каждый грамм имеет большое значение, это заметное преимущество.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal