Правила Формулы 1,изменения в двигателе в 2015 году.

Правила Формулы 1,изменения в двигателе в 20152015 год станет вторым в эре новых турбодвигателей V6 в Формуле 1. Однако правила вокруг силовых установок до сих пор вызывают путаницу и неразбериху в стройных рядах команд Ф1. Относительно недавно ФИА сделала некоторые уточнения в правилах Формулы 1, касающихся изменений в двигателе в 2015 году. Отчасти это было вызвано приходом нового моториста Хонда. Японцы присоединились к уже бывалым Мерседес, Феррари и Рено.

Последняя интерпретация правил может оказать существенное влияние на конкурентоспособность команд в этом году.

 Буква закона

Недовольство установленными правилами начались ещё в прошлом году, когда соперники Мерседес лоббировали ФИА, для того чтобы получить некоторые послабления правил касающихся разработки двигателей. Делали они это чтобы хоть как-то приблизиться к доминирующему Мерседесу.

ФИА намеревалось запретить командам внедрять новые детали в двигатель, после окончания предсезонных тестов. Однако раздел спортивных инструкций, который устанавливал правила для омологации – процесс, с помощью которого ФИА утверждает тот или иной силовой агрегат, говорится только о том, как это будет происходить (точно так же как в прошлом году):

Кроме любых частей, исключительно связанных с установкой блока питания  в различные автомобили (т.е. которые не обладают никаким исполнительным преимуществом и которые могут быть заменены время от времени. После подтверждения и согласия ФИА), любой такой блок питания, который так же идентичен во всех отношениях:

a) Блок питания предоставленный в ФИА не позднее, чем 28 февраля 2014 года.

b) Блок питания предоставленный в ФИА после 28 февраля 2014 года, который был изменён в соответствии с годовой таблицей силовых установок Ф1.

c) Блок питания предоставленный в ФИА после 28 февраля 2014 года, или изменённый и повторно предоставленный в ФИА после той даты, которая была установлена ФИА и после всех полных консультаций со всеми другими поставщиками силовых агрегатов для Чемпионата, который бы мог честно конкурировать и позволил бы другим блокам питания справедливо соперничать с ним.

Спортивные Инструкции ФИА Ф1 2015 года. Дата создания 29-го июня 2014 года, Приложение 4, Статья 1.

В начале года ФИА разослали командам письма, в которых говорилось, что они не против того чтобы команды ввели новые детали в двигатели, после того как начнётся сезон 2015 года. Это было позволено трём мотористам, которые конкурировали в чемпионате в прошлом году, при этом все основные элементы должны были совпадать с теми, которые использовались в 2014 году, включая любые изменения, которые бы не противоречили пункту (с) вышеупомянутого правила.

Однако это никак не относилось к Хонда, которая будучи новым участником чемпионата ещё не предоставляла двигатель в ФИА на омологацию.

Исключение Хонда

В то же время ФИА, контролировал и работу Хонда, они должны были предоставить свой блок питания к 28-му февраля 2015 года. А вот пункта, который бы регламентировал этот момент в правилах 2015 года нет. Фактически это означало, что Хонда не будет иметь права модернизировать свой двигатель после указанной даты, т.е разрешение распространялось только на трёх изготовителей. Неудивительно, что в скором времени с ФИА связались представители команды Макларен и компании Хонда.

Степень в которой команды могут изменять их омологированный энергоблок, каждый год указывается в правилах, для того чтобы держать расходы под контролем. Каждый год, команда имеет квоту деталей, которые они могут изменять – их ещё часто называют «фишки», «жетоны» или «маркеры».

Позиция ФИА теперь означала, что три производителя двигателей: Мерседес, Феррари и Рено могли бы использовать по 32 таких «жетона» на протяжении всего сезона. Однако Хонда должна была придерживаться одних и тех же ограничений, используемых в  прошлом году и не могла бы вносить какие-либо изменения в свой двигатель после начала сезона.

Всё изменилось в середине января, когда ФИА утвердил новые компромиссы. Отныне Хонда получила право применять «маркеры» для работы со своим силовым агрегатом, после того как они предоставят двигатель на контроль в ФИА 28 февраля. Количество «жетонов», которые получит Хонда, зависит от того сколько «жетонов» используют их конкуренты-производители двигателей в начале сезона. Подсчёт будет произведён следующим образом: высчитают среднее из суммы всех использованных «жетонов» всех производителей, затем если потребуется, эта цифра будет округлена до ближайшего целого числа. Результат, который получится и будет тем количеством «фишек», которые сможет использовать Хонда для доработки своего двигателя на протяжении 2015 года.

Меньше двигателей, меньше команд.

Ещё одно осложнение, которое будет мешать командам вносить изменения в их силовые агрегаты исходит из того, что команды должны будут использовать лимитированное число двигателей за сезон. В прошлом году их было 5 на 19 гонок, теперь их 4 на 20 гонок. Отсюда следует, что двигатель теперь должен будет отработать пять гонок вместо четырёх. Но это также означает, что команды будут иметь меньше возможностей для внедрения обновлений.

Это даёт понимание того, почему командам разрешили использовать доработку двигателей на протяжении года – это скорее всего увеличит количество отходов и следовательно повысит затраты. Запасные элементы теперь могут быть заменены обновлённой версией до того как они были использованы.

Ещё один ключевой фактор, который будет определять насколько быстро производители могут продвигать свои программы развития – это количество команд, которым они поставляют силовые установки (см.картинку ниже). Это палка о двух концах: в то время как Мерседес например может накапливать в два раза больше данных во время тестирования, в отличии от своих соперников в виду того что они поставляют силовые установки в большее количество команд, то они должны будут построить достаточно количество деталей, чтобы обеспечить большее число конкурентов.Поставщики двигателей в Формуле 1 в 2014 и 2015 годах

Как же фактически понимать эту абстрактную идею идею внедрения жетонов на самом деле? Что имеется ввиду, когда дело доходит до смены элементов блоков питания?

Для математического понимания блок питания разделён на 42 компонента, каждый из которых расценивается от 1 до 3 жетонов, которые используются при их изменении. Всего чтобы изменить все элементы блока питания один раз понадобятся 60 жетонов, что более чем в два раза больше чем даны командам. При этом в 2015 году есть три элемента с общим достоинством в 5 «жетонов» спецификация которых заморожена и следовательно не может быть изменена. Это:

  • Верхний/Нижний картер двигателя: расстояние между осями смежных цилиндров, высота палубы и ход шейки.
  • Коленчатый вал: Ход заводной рукоятки, диаметр шейки коренных подшипников и диаметр шейки шатунного подшипника.
  • Воздушный клапан: в том числе воздушный компрессор и регулировка устройств давления.

Количество замороженных деталей ещё раз увеличится в следующем году. 2017 пройдёт практически без изменений. Некоторые изменения будут введены в 2018 году и большое количество изменений произойдёт в 2019 году и последующие годы. Поэтому командам необходимо установить некоторые приоритеты развития по тем деталям, которые будут заморожены раньше остальных.

Вот перечень деталей и количество жетонов, которые необходимо будет израсходовать для того чтобы изменить выбранные элементы, а так же год заморозки.

 

Кол-во жетонов

Элементы силовой установки

Год окончательного замораживания

3

Верхний/Нижний картер: все размеры, Все изменения касающиеся цилиндра, место положение и объём ядра.

2016

3

Гидроусилитель руля: Всё детали от гидроусилителя до источника питания, включая в себя все позиции гидроусилителя используемые во время езды.

2016

3

Сгорание: Все детали определяющие сгорание, включая: порты, поршневую, камеру сгорания, геометрию клапанов, время, ход, форсунки, катушки, свечи зажигания. За исключением положения клапанов.

2019

2

Клапаны двигателя: зубчатая передача в нижней части, включая шестерни коленчатого вала. Положение и геометрия. Включая амортизаторы.

2016

2

Положение оси клапанов: включая угол, но исключая осевое смещение.

2018

2

Клапаны двигателя: От клапана до кулачка распредвала. Положение и геометрия. Выхлоп и входное отверстие. Включая функцию возвращения клапана в головке.

2018

2

Коленвал: за исключением кривошипа, диаметр подшипника ведущего вала; диаметр стержня подшипника ведущего вала. Включая в себя подшипники коленвала.

2018

2

Головка блоков цилиндров: за исключением модификации связанной с последующим изменением.

2019

2

Шатуны, в том числе малые и большие концевые подшипники.

2019

2

Поршни, в том числе подшипники и пальцы. За исключением короны.

2019

2

Система впрыска: PU компоненты, установленные в топливной системе: (например топливный шланг высокого давления, топливная рампа, форсунки и аккумуляторы). Исключая форсунки.

2019

2

Величина давления: На входе и на выходе в компрессор.

2019

2

Величина давления: На входе и на выходе в турбину.

2019

2

MGU-H полностью. Все внутренние органы, в том числе подшипники и корпуса…

2019

2

MGU-H: положение и передача.

2019

2

Аккумуляторы: клетки.

2019

2

Аккумулятор: BMS.

2019

1

Клапан двигателя – распредвалы: От распредвала до зубчатой передачи. Геометрия, кроме подъёма профиля. Включая в себя системы демпфирования, связанные с распредвалом. Выхлоп и впуск.

2016

1

Крышки: крышка закрытия в районе контакта с моторным маслом, кулачковые кожухи, камеры крышки ГРМ.

2016

1

Масляные насосы давления: в том числе фильтр, исключая внутренний, если отсутствует воздействие на тело.

2018

1

Система очистки масла: Любая система очистки.

2018

1

Рекуперация масла: масляный и воздушный сепаратор, масляный бак, посадка на бак.

2019

1

Двигатель насосов для воды: включая блок питания и трубки подачи воды.

2019

1

Впускная система: Приточные и связанные с ними приводы. Исключая давление зарядки, трубы и заслонки, связанные части и приводы.

2019

1

Вход в систему: трубы и связанные с ними детали и приводы.

2019

1

Выход из системы: дроссели и связанные с ним детали и приводы.

2019

1

Давление воздуха: Входные и выходные отверстия компрессора. Входное и выпускное отверстие турбины. Внешние приводы, связанные с величиной давления.

2019

1

Система зажигания: катушки зажигания, коробка управления.

2019

1

Смазка: все детали в которых циркулирует масло под давлением (масляный насос, шестерни, каналы, трубопроводы, форсунки) и не указанные в другом месте таблицы.

2019

1

Фрикционные покрытия.

2019

1

Раздвижные или вращающиеся уплотнения.

2019

1

MGU-H: Силовая электроника.

2019

1

MGU-К: Силовая электроника.

2019

1

ERS: охлаждение/система смазки ( в том числе ES куртки, трубы, насосы, приводы)

2019

1

Давление воздуха: от выхлопных газов двигателя до входа в турбину

н/п

1

Электрические системы: двигатель, смонтированные электрические компоненты (например жгуты проводки в нужном объёме, датчики, генератор). За исключением приводов, катушек зажигания и свечей зажигания.

н/п

1

ERS: система подключения жгута.

н/п

 

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal