Ники Лауда. Биография.

Ники Лауда,трёхкратный чемпион мира

 

Выиграл Чемпионатов мира – 3.

Участвовал в Гран-при – 173.

Выиграл Гран-при – 25.

Гран-при на подиуме — 54

Стартов с полу позиции – 24.

Установлено лучших кругов — 24

Набрано Очков в карьере — 420.5

Гражданство – Австрийское.

Он купил себе путь в Формулу 1 и с лихвой расплатился за это своим здоровьем, чуть не лишившись жизни. Оставленный всеми после ужаснейшей аварии, которая с ним приключилась, он вернулся к жизни, как говорит медицина, только с помощью силы воли. Его удивительное и неимоверно скорое возвращение в кабину машины стало самым храбрым возвращением в истории автоспорта. После победы в двух чемпионатах мира ему стало скучно, и он ушёл из Формулы 1. Ушёл для того, чтобы вернуться и опять стать победителем. Во время своей карьеры его называли «героем и злодеем в одном лице». Пострадавший во время аварии чемпион мира, бросивший вызов разногласиям, по сей день остаётся живой легендой в мире автоспорта. И более подробная его биография.

Андре́ас Никола́ус Ла́уда, более известный как Ники Лауда, родился 22 февраля 1949 года в Вене в семье известного австрийского бизнесмена из династии банкиров. Его отец нажил себе состояния на производстве бумаги, но Ники не собирался идти по стопам своего отца. С детства он любил всё, что связанно с автомобилями. Он уже в 12 лет с радостью парковал «Жук» своих родственников у дома и, естественно, никогда не был против прокатиться на нём пару кругов вокруг. Почти сразу после поступления в университет Лауда бросает обучение и поступает в школу гонщиков на выживание. Деньги на оплату обучения он занимает в австрийских банках, где члену семьи Лауда всегда рады.

Он стал заниматься автоспортом, что, по мнению окружения его родителей, было позорным занятием для такой известной фамилии. На это он совсем не обращал внимания. Свой путь он начал в 1968 году в Мини на машине «Купер». Его карьера пролегла через Формулу Ви, серии «Порше» и «Шеврон», Формулу 3. Но, к сожалению,  значимых результатов в этих чемпионатах он добиться не смог, хотя его талант был очевиден. Тогда его не смог рассмотреть даже сам Колин Чепмен (самый талантливый менеджер в то время в автоспорте). Поэтому надо было кардинально менять план действий.

Карьера в «Марч».

Он решается взять огромный кредит для того, чтобы попасть в Формулу 2. И в 1971 году он становится пилотом команды «Марч», за которую дебютирует на Гран-при Австрии (эту гонку он закончил сходом с трассы). После успешных выступлений его замечает владелец команды Робин Херд и приглашает Ники на участие в сезоне 1972 года. Лауда соглашается, следующий год становится для него дебютным в Формуле 1 (в то время команда Марч выступала в двух Формулах одновременно). Он принимает участие в 12-ти гран-при, а лучший результат 7-е место на Гран-при ЮАР. Для Формулы 2 команда Марч была вполне конкурентоспособной, но сезон 72-го года для Ники явно не сложился, чему поспособствовало и качество шасси «Марч».

Карьера в «Брэбэм».

Он очень огорчён произошедшим, но без какой-либо квалификации  Лауда нигде не нужен, и ему ничего не остается, как идти вперёд. Поэтому на следующий год он берёт очередной огромный кредит под залог своего страхового полиса и покупает место в команде BRM на сезон 1973 года. Этот сезон становится для Ники более успешным, и он зарабатывает свои первые очки. Но общая картина до сих пор остаётся печальной. Руководитель команды Брэбэм предлагает Ники контракт на ближайшие два года, взамен на это он обязуется оплатить все долги Лауды.

Карьера в «Феррари».

Ники Лауда, переход в Феррари в 1974Конец 1973 года становится переломным для Ники и для Феррари. Энцо Феррари берёт на работу 26-летнего Луку Монтедземоло на пост главного менеджера гоночной команды. К этому моменту команда из Маранелло уже давно не завоёвывала титула (последним был Джон Сёртиз). Лука Монтедземоло, в свою очередь, приглашает в  команду Клея Регаццони из Брэбэма, который соглашается. В диалоге со своим соотечественником Монтедземоло узнаёт, что некий австриец Лауда — хороший гонщик, и Ники тоже получает предложение для перехода в Феррари. На вырученные деньги Лауда откупается от контракта с Брэбэм и становится боевым пилотом Скудерии. Сезон 1974 года становится первым в истории Ники, в котором он зарабатывает достаточно много денег для того, чтобы расплатиться с долгами. Феррари терпит неудачи, начиная с 1970 года, в кульминации — полный провал сезона 1973 года . Поэтому Лука распускает предыдущий штат команды и формирует его практически заново. Здесь проявляется одна из ярких черт таланта Ники Лауды – краткость и чёткость в выражении своих мыслей. После первых тестов нового болида «1974 Феррари 312», Лауда заявляет: «Машина – кусок дерьма, но я выжму из неё все, на что она  способна». Доверие, которым команда удостоила никому неизвестного Ники, вернулось с торицей. В первой же гонке на Гран-при Аргентины он занимает второе место, а до первой победы им пришлось подождать ещё три гонки, пока Ники не победил на Гран-при Испании. Этот молодой австриец привлек к себе внимание в сезоне 1974 года ещё и тем, что завоевал 8 поулов, шесть из которых подряд. В среде гонщиков у Ники Лауда была кличка: «крыса», «суперкрыса», «король крыс», такое прозвище он получил из-за неправильного прикуса. В СМИ его называли «компьютером» за четкость и отлаженность действий  и решений. Однако даже этот компьютер всё ещё давал промашки и совершил несколько дорогостоящих ошибок. После этого Ники Лауда сказал: «Совершение ошибок и приобретение на них опыта было единственным самым быстрым способом улучшиться». К сожалению, несовершенство болида Феррари дало ему возможность повторно победить  лишь на Гран-при Нидерландов. Но Лауда очень усердно работал над машиной на тестах, и этот факт не мог не подкупать всех, кто работал с ним в команде. Результатом для команды стал довольно успешный сезон. Клей потерял шанс на чемпионский титул лишь в последней гонке, а Ники занял четвёртое место в личном зачёте.

Год 1975 начался для Ники Лауды не очень удачно. В первых пяти этапах он не смог подняться выше 5-го места. Но после того, как  пересел на новую« Феррари 312Т», он смог победить в последующих четырёх гонках из пяти: Монако, Бельгия, Швеция, Франция. И в заключении чемпионата на Гран-при США. Таким образом, Лауда впервые стал чемпионом мира. Он был прагматиком. По поводу своих трофеев он сказал: «Они захламляют мне дом, абсолютно бесполезные предметы». После этих слов он собрал их и отнёс хозяину соседней авто мойки в обмен на то, что будет бесплатно мыть у него свою машину.

Сквозь огненное пекло…

К середине лета 1976 года Ники Лауда выиграл пять гонок. И всем казалось, что история с чемпионством повторится. Но в ход предполагаемых событий вмешался дождь в Нюрнбургринге. Перед заездом Лауда собрал всех пилотов и предложил отменить гонку из-за плохих погодных условий. Но, проголосовав, гонщики все же решили провести соревнование. Лауда, как и Джеймс Хант, на тот момент единственный, кто мог ему что-либо противопоставить, стартовали на дождевой резине, но после первого круга стало ясно, что она не работает. Оба пилота заехали в боксы для её замены. Механики быстро обслужили Ханта, и он ушёл на трассу, а механики Феррари замешкались, и Лауда потерял несколько позиций. Он выскочил на трассу полный надежд и рвения опередить Макларен. Так быстро и безрассудно ездил только он и Фанхио в далёком 1957. На втором круге Лауда теряет управление ( скорее всего это произошло из-за проблем с задней подвеской) и врезается в отбойник. ЕНики Лауда (Феррари) 1976 годго машина  вспыхивает и, отскочив от ограждения, вылетает на трассу. Идущий позади Брет Ланджер, врезается в горящий болид Ники. Но, несмотря на столкновение, он быстро выбирается из машины. К сожалению, Лауда не может сделать то же самое — он зажат в кокпите. Подъехавшие мгновением позже, Артуро Мерцарио и Гаю Эдвардсу вместе с Ланджером и одним из маршалов гонки пытаются вынуть из пылающего болида Ники. В конце концов им всё-таки удаётся достать обгоревшего австрийца из машины, но, к сожалению, не с первой попытки. Лауда в сознании и пытается встать на ноги. Его на вертолёте доставляют в госпиталь. У него обширные ожоги головы и запястий, сломано несколько рёбер, но самое ужасное это то, что ему пришлось вдыхать токсичные пары горения. Поэтому Ники Лауда обжог и отравил лёгкие. После приезда в больницу он впадает в кому. Проведя все возможные операции, врачи теряют надежду на его спасение. Возле обездвиженного тела Ники священник, он взывает к Богу. Но Лауда не собирался умирать вот так. Внезапно для всех он выходит из комы и прогоняет священника  словами: «Пошёл прочь, я всё ещё жив!».

Авария Ники Лауды на Нюрбургринге 1976 года. Видео

После этого Лауда начинает усиленно поправляться и, пропустив всего две гонки, через шесть недель выходит на старт Гран-при Италии. «Благодаря лишь силе воли он смог победить в практически проигранной партии со смертью», — сказали врачи, которые следили за ходом его лечения. Надев шлем на сочащиеся кровью бинты, Ники садится в машину и начинает гонку. Несмотря на ещё не затянувшиеся раны и не самую лучшую форму, он финиширует четвёртым. Вообще Ники пренебрежительно относился к наследству, доставшемуся ему от аварии. Он сделал всего одну пластическую операцию на веках и то для того, чтобы лучше видеть, -обгоревшие части кожи мешали ему пилотировать болид. А по поводу уха он как-то сказал: «Теперь мне даже стало удобнее разговаривать по телефону…». В то время пока Лауда отсутствовал,  Ханту удалось сократить разрыв. А после Италии он выиграл ещё две гонки в Канаде и США. Решающим этапом стала гонка в Японии. У подножия Фудзиямы в день гонок шёл проливной дождь. Ханту для победы над Лаудой надо было набрать три очка, и у него были все шансы для этого. Хант квалифицировался на позицию выше, чем Лауда, который должен был стартовать третьим. После двух кругов под проливным дождём Ники Лауда остановил свою машину в боксах, объяснив этот поступок тем, что продолжать слишком опасно. Но Джеймс Хант не остановился, всю гонку он шёл на достаточно высоких позициях. За несколько кругов до финиша он проколол шину, и ему пришлось заехать на пит-стоп, на трек Хант вернулся шестым. До финиша оставалось несколько кругов, Джеймсу удалось собраться и пройти трёх гонщиков. Таким образом, он финишировал третьим. Это означало, что в общем зачёте он опередил Ники Лауду всего на одно очко и стал Чемпионом Мира 1976 года. После гонки Джеймс Хант назвал поступок Ники подвигом. А в Италии некоторые назвали Ники трусом за то, что он совершил в Японии. Даже Энцо Феррари начал строить планы как бы заменить австрийца.

В следующем 1977 году у Ники не было громких побед, но выступал он очень стабильно. Испорченные отношения между руководством Феррари и Ники дали о себе знать. Он объявил о том, что покинет Феррари по окончании сезона. Тогда же команда Феррари выпустила на трассу Гран-при Канады никому неизвестного Жиля Вильнёва. После чего Лауда решил вообще не участвовать в двух заключительных гонках. Этот факт вывел из себя Энцо Феррари, но отнюдь не помешал Ники стать чемпионом мира во второй раз.

Возвращение в Брэбэм.

В 1978 году Ники перешёл в команду Брэбэм, которой тогда владел Берни Экклстоун. Энцо Феррари не оценил этого и назвал Лауду предателем. В сезоне 78-го года Ники выиграл две гонки и занял четвёртое место в общем зачёте. Одной из побед была победа на Гран-при Швеции. Она примечательна тем, что для этого Гран-при команда использовала новую машину Брэбэм ВТ46. Её существенное отличие заключалось в том, что сзади был приделан огромный вентилятор, который, якобы, охлаждал двигатель, но на самом деле он выкачивал воздух из-под днища автомобиля, создавая тем самым большую прижимную силу. Но помимо того, что он откачивал воздух из-под болида, он ещё поднимал и все мелкие частицы: песок, камушки и кусочки резины — и направлял их на позади идущий болид. Эту машину сразу же прозвали «машина-фен». Принеся победу, это приспособление было запрещено и сразу после гонки отправилось пылиться в музей. 1979 год стал абсолютно неудачным для Лауды. Связанно это было с техническими проблемами, преследовавшими Брэбэм. На Гран-при Канады после тренировочных заездов Ники объявил, что уходит из Формулы 1. «Мне надоело ездить по кругу, я хочу создать свою авиакомпанию», — сказал Ники Лауда и ушёл, даже не приняв участия в гонке.

Брэбэм ВТ46 «машина-фен».

 

   Перерыв в карьере.

В 1980 году Ники Лауда основывает свою авиакомпанию Lauda Air. Он занимался чартерными рейсами в Австрии. Получив лицензию пилота, Ники стал управлять одним из своих самолётов. Его компания росла и в определённый момент для развития её были необходимы новые денежные вливания. К тому моменту Лауда решил, что ещё может выступать на высоком уровне в Формуле 1. Он стал искать место боевого пилота в одной из команд.

Карьера в Макларен.

Такое место он находит в команде Макларен. Подписав контракт, который впоследствии был назван одним из самых выгодных в истории Формулы 1, на 5 миллионов долларов, он сказал спонсорам команды: «Я взял себе как пилоту 1 доллар, остальные деньги вы заплатили за мою индивидуальность». Сезон — возвращение 82-го года Ники Лауда (Макларен) Монте Карло,Май 1983совпал с борьбой Международной Федерации Автомобильного Спорта (FISA) и Ассоциацией Конструкторов Формулы 1 (FOCA). Апогеем этой борьбы стала гонка в Сан-Марино, проведение которой члены Ассоциации Конструкторов блокировали. Ники был одним из действующих лиц в этой драме. Большое значение имели только Колин Чепмен и Фрэнк Уильямс. В результате им удалось договориться о более приемлемом распределении прибыли, гонка состоялась, проблемы были решены. В первой же гонке сезона Ники занял четвёртое место, а гонку Западного Гран-при США в Лонг-Бич выиграл. Перед гонкой в  Южной Африке Лауда стал инициатором «забастовки водителей». Дело было в том, что это было время введения суперлицензии, которая жёстко ограничивала права пилотов и привязывала их к команде. Поэтому все водители, за исключением Тео Фаби, забаррикадировались в банкетном зале Sunnyside Park Hotel и находились там целый день. Этого хватило, чтобы победить в противостоянии с бюрократической машиной. Но дальше качество выступлений было перечёркнуто техническими проблемами и в последующих пяти гонках он не смог финишировать, а ещё в одной был дисквалифицирован. В итоге он набрал 30 очков и занял пятое место в чемпионате. В следующем году механические проблемы не собирались покидать команду Макларен. Лауда занял второе и третье место в первых двух гонках, после этого он смог только дважды добыть очки, а в остальных гонках ему не удавалось доехать до финиша. Итог — десятое место в общем зачёте.

Сезон 1984 года постоянно балансировал между положительными и отрицательными показателями. Так в первых восьми гонках Лауда выиграл дважды и один раз занял второе место, в остальных пяти этапах он сошёл с дистанции из-за неполадок с автомобилем. Но во второй половине сезона команда Макларен всё же смогла собраться и устранить недочёты. После чего выступления Лауды стали стабильнее: он выиграл дважды и три раза занял третье место. Вообще в этом сезоне Ники противостоял всего один пилот — его напарник по команде Ален Прост. В получении чемпионского титула Ники Лаудой большую роль сыграло Гран-при Монако. Тогда за победу давали девять очков, но гонка завершилась через час после начала, и Ален Прост вместо 9 очков, получил 4.5. В итоге сезона Лауда опередил Проста на 0.5 балла и стал Чемпионом Мира в третий раз.

Сезон 1985 года опять был полон техническими неисправностями автомобиля, и Ники смог выиграть лишь одно Гран-при Нидерландов. В общем итоге он занял десятое место и на этот раз окончательно объявил о своём уходе из Формулы 1 в качестве пилота.

Другая жизнь.

После того как Лауда ушёл из Формулы 1, он опять вернулся к управлению своей авиакомпанией. В промежуток с 1975 года по 1996 год Ники написал пять книг об автоспорте и о своей карьере: («Искусство и тонкости вождения на некоторых этапах Гран-при» (1975); «Мои годы с Феррари» (1978); «Новая Формула 1: Эра турбо» (1984); автобиография «В ад и обратно» (1986); «Третья жизнь» (1996). В редактировании ему помогал австрийский журналист Герберт Фолкер.

В 1993 году Ники Лауда был введён в Международный Зал Славы Автоспорта.

В 1999 году Лауда продал контрольный пакет акций самой большой австрийской авиакомпании Austrian Airlines. И практически отошёл от дел в управлении Lauda Air. В 2003 году он продаёт остаток акции Lauda Air и сразу же основывает другую авиакомпанию – «Niki».

В конце тысячелетия Лауда работает консультантом в Феррари. В 2001 году компания Форд пригласила его на Матиас Лауда, автогонщик, сын Ники Лаудадолжность спортивного директора в команду Ягуар Ф1. За время своей работы в Ягуар с 2001 по 2004 годы Лауда выжил из команды двух соруководителей, а результатов команда так и не принесла. Такое поведение Ники не радовало руководство Форд, ко всему прочему он занимался комментаторской деятельностью в RTL (с 1996 года), что тоже не устраивало его нанимателей. В итоге команда обанкротилась, и её купил концерн Ред Булл.

В 2005 году австрийская почта выпустила марку с изображением Ники Лауды. В 2008 году американский спортивный канал ESPN поставил Ники Лауда на 22-е место в ТОПе пилотов всех времён и народов.

19 июля 2008 года Ники Лауда (59 лет!) принимает участие в гонке BMW M1 Procar Series, в которой одерживает победу.

В 2009 году в интервью немецкой газете Die Ziet  Ники Лауда признался, что рекламодатель платит ему 1.2 миллиона евро в год за место на его красной бейсболке.

С сентября 2012 года и по настоящее время Лауда является неисполнительным директором в совете директоров гоночной команды Мерседес Ф1 (Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team). Он принимал участие в переговорах о подписании трёхлетнего контракта с Льюисом Хэмильтоном.

Жена и дети Ники Лауды.

Марлен Лауда, первая жена Ники ЛаудаНики Лауда был женат дважды. В первый раз он женился на Марлен в 1976 году. От этого брака у него двое сыновей Лукас и Матиас. Матиас автогонщик, а Лукас его менеджер.

 Инициатором развода с Марлен был Ники. Однажды он сказал ей, что хочет расстаться. Марлен ответила: «Хорошо, но тебе придётся заботиться обо мне и содержать». Ники согласился. Он всегда положительно отзывался о своей первой жене, говоря: «Она добрый и душевный человек». После развода они остались добрыми друзьями, которые часто видятся. Марлен живёт на Ибице в доме, который ей купил Ники. Марлен находится в хороших отношениях с новой женой Ники Бирджит. По мнению Лауды, они добрые подруги.

У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. Мать Кристофа хотела воспитывать своего сына сама, и Ники не стал этому противиться. Сейчас Кристофу 31 год. Видятся они крайне редко.

Вторая жена Ники Лауда — Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники. Лауда имеет лицензию на управление самолётами, поэтому иногда сам их пилотирует. Там они и познакомились. В 1997 году у Ники Ники Лауда и его жена БиргитЛауды начались проблемы с почками. Возможно, из-за аварии на Нюрнбургринге, а может быть и по другим причинам. Тогда его брат пожертвовал ему свою почку. Она проработала восемь лет, и в 2005 году ему пришлось искать нового донора. Его сын Лукас хотел отдать ему свою почку, но анализы показали, что почка не подошла бы, и Ники не согласился. В этот момент он был знаком с Биргит всего восемь месяцев, и она неожиданно предложила ему свою почку. Как сказал Ники: «Я чувствовал огромную ответственность перед ней. Мы были едва знакомы, а она предлагала мне свой орган. Сначала я отказался. Она настаивала и я согласился. На удивление её почка подошла мне даже лучше, чем почка моего сына. Я был ошеломлён её поступком и очень ей за это благодарен». В этом же году они поженились.

В 2009 году 30-летняя Биргит родила Ники, которому исполнилось 60, двойню. Произошло это событие в Вене — на родине Лауды. У пары Бирджит и Ники родились мальчик и девочка. Их назвали Макс и Миа. Дети родились здоровыми весом почти по 3.6 килограмма каждый.

Несколькими годами позже Ники спросили, хочет ли он, чтобы кто-то из его близнецов стал гонщиком? На что он ответил: «Не знаю. Пока что очень рано об этом судить и что-то говорить. Хотя Миа очень похожа на меня. Она такая же бесстрашная, как и я».

Шлем Ники Лауда.

Изначально шлем Ники Лауда был просто красный. По бокам было написано его имя, а на подбородке находился логотип Райффайзен Банка. После аварии на Гран-при Германии 1976 года он носил модифицированный шлем AVG, сделанный таким образом, чтобы его подкладка не усугубляла давление на обгоревшие участки кожи. После возвращения в Макларен в 1982 году его шлем всё ещё оставался красного цвета, только вместо имени по бокам была нанесена буква «L» белого цвета, как логотип Lauda Air. На вершине шлема был изображён логотип личного спонсора Parmalat. В сезонах 1983-85 годов белые и красные линии были убраны со шлема в дань уважения первому дизайну.

Красная кепка Ники Лауды.

Ники Лауда легко узнать по красной кепке, которую он начал носить после аварии 1976 года в Нюрнбургринге. Даниэль Брюль, Ники Лайда и Питер Морган, на премьере фильма ГонкаНа ней он размещает рекламу от спонсоров. Долгое время на его бейсболке красовался логотип итальянской компании Parmalat, на смену ему пришла компания Viessmann. С 2007 года это место занял логотип компании Oerlikon. А в 2011 году Лауда начал рекламировать нового спонсора — инвестиционную компанию Aabar.

Фильм о Ники Лауда.

Осенью 2013 года на экраны вышел фильм «Гонка» Рона Ховарда. В этом фильме рассказывается о противостоянии Джеймса Ханта и Ники Лауда в сезоне 1976 года. Роль Ники исполнил Даниэль Брюль. Сам Лауда снялся в эпизодической роли в конце фильма.

Смотреть русскоязычный трейлер фильма «Гонка» Рона Ховарда.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal