Моменты истории. Гран-при Италии.

Хуан Мануэль Фанхио, выигрывает гонку в самое последние мгновение, Монца, 1953 годВпереди очередное, долгожданное гран-при, а значит серия статьей «Моменты истории», призванная исследовать то или иное гран-при через призму запечатлённых кадров, тоже встаёт на своё место. На этот раз мы вместе вспомним историческую победу Джона Сёртиса на гран-при Италии, одну из самых близких к одновременному финишу гонок, эмоциональный дубль Феррари, сердечные боли Мики Хаккинена, первую потрясающую победу Себастьяна Феттеля и многое другое…

Хуан Мануэль Фанхио, выигрывает гонку в самое последние мгновение, Монца, 1953 год

Хуан Мануэль Фанхио редко делал ошибки, но усталость в далеко не конкурентной гонке в Монце в 1952 году, сделала своё дело. Эта ошибка чуть не стоила ему жизни. После длительного периода восстановления, пилот Мазератти (на фото машина с номером 50), вернулся в строй в 1953 году, для того чтобы ещё раз оказаться на волоске от смерти. Во время проведения практики в повороте Curva Grande, на скорости 220 км/ч, у него лопнуло заднее колесо – это привело к многократному перевёртыванию автомобиля. В этом весь Фанхио, он не только вернулся в кабину, где смог после изнурительной борьбы в продолжительной гонке продолжить гоняться так, что обошёл, доминирующего на тот момент Альберто Аскари на Феррари (на фото авто с номером 4) и Нино Фарина (машина под номером 9). . Решающим моментом был инцидент в последнем повороте предпоследнего круга, когда лидера гонки Альберто Аскари выбил с трассы Мэримон Онофр на Мазератти (машина с номером 54). Это позволило Фанхио, который уже опередил Фарина, выиграть гонку, которая вне всякого сомнения была очень важной для него самого первую очередь в психологическом плане.

Формула 1 прощается с бэнкингом после трагедии в 1961 году, Монца

Формула 1 прощается с бэнкингом после трагедии в 1961 годуЧетыре раза на промежутке между 1955 и 1961 годами, гран-при Италии проходило на опасно-быстрой 10-километровой комбинированной трассе, с очень опасным поворотом в виде приподнятого овала. Сказать, что эта трасса не получила всеобщего одобрения, будет огромным преуменьшением – британские команды бойкотировали эту гонку в 1955 году и согласились принять участие в мероприятии 1956 года, только лишь после того как были проведены тесты. Которые показали, что их автомобили могут выдержать высокие скорости на неровной поверхности. Но Формула 1 навсегда простилась с бэнкингом, после трагедии произошедшей на нём в 1961 году. Тогда запутавшись за Лотусом Джима Кларка при входе в «Параболика», Феррари лидера чемпионата Вольфганга фон Трипса, вылетело с трассы и врезалась в толпу зрителей. Погибло 13 человек и сам пилот. Эта фотография сделана во время той самой гонки. На ней изображен вход в Curva Nord, который начинался рядом с тем местом, где сейчас находится первая шикана.

 

 

 Сёртиз приводит «Хондолу» к невероятному финалу, Монца, 1967

Сёртиз приводит «Хондолу» к неверотяному финалу, Монца, 1967

Имея в своём активе всего одну победу с момента их появления в Ф1 в 1964 году, Хонда должна была сменить тактику в 1967 году. По совету звёзды Джона Сёртиса, они обратились к британской фирме «Лола» с просьбой построить шасси для их нового RA300. Автомобиль получил прозвище «Хондола» из-за его смешанного происхождения. Он сохранил тот самый двигатель V12, который был установлен на предыдущей модели Хонда RA273 и прибыл как раз во время, к гран-при Италии 1967 года. Ожидания увяли после квалификации, когда Сёртис квалифицировался 9-м с отставанием в 1.8 секунды от полу-позиции Джима Кларка на Лотус. Но в гонке всё изменилось в сторону чемпиона мира 1964 года, он настырно шёл к победе благодаря уверенному темпу и неудачам других. Тем не менее Джим Кларк, который потерял целый круг из-за прокола, за семь кругов до финиша смог вернуть себе лидерство в гонке, и казалось уже был на пути к очередной эпической победе в карьере. Но судьба распорядилась иначе. Как только Джим пошёл на последний круг, его Лотус внезапно начал замедляться из-за проблем в работе бензонасоса. Этим моментом воспользовался Джон Сёртис и вышел в лидеры. Несмотря на все усилия Джека Брэбэма, который повёл свой BT24 по внутренней траектории в «Parabolica», пытаясь опередить белый болид, британец всё же смог победить, опередив австралийца всего на 0.2 секунды. Хонда стала победителем снова, но пройдёт почти 40 лет, до того момента когда Дженсон Баттон, принесёт им третью победу, когда они будут выступать уже в качестве полноценной команды участницы.

Питер Гетин, победа на волоске, Монца, 1971 год

Питер Гетин, победа на волоске, Монца, 1971 год

В истории Формулы 1 не было случаев, когда целых пять машин пошли на финальный круг имея все шансы на победу. Не считая конечно гран-при Италии в Монце в 1971 году. Если провести гонку на трассе с местом, которое позволяет от тормозится перед «шиканой», это положительно повлияет на применения «слипстрима», что и произошло в Монце в 1971 году. Тогда в гонке, официально было 8 лидеров, которые менялись 26 раз, а последний был за несколько метров до финиша! Первым из последнего поворота вышел Тиррелл Франсуа Севе (автомобиль под номером 2), но к тому моменту как машины пересекли финишную линию, впереди был уже BRM Питера Гетина (белый автомобиль, справа на картинке) и March Ронни Петерсона (машина под номером 25 на фото). В итоге Тиррелл британца опередил шведский Марч всего на 0.01 секунды. Кеверт и Майк Хаилвуд (белый автомобиль частично не виден) финишировали через 0.09 и 0.18 секунды соответственно. Ещё через 0.61 секунды закончил гонку и BRM Хоудена Ганли. Таким образом целых пять машин в мгновение ока пронеслись за клетчатую линию, тем самым войдя в историю автоспорта как самый, практически одновременный финиш.  Эта гонка стала единственной победой и самой незабываемой для пилота BRM Питера Гетина.

Героическое возвращение Ники Лауда, Монца, 1976 год

Героическое возвращение Ники Лауда, Монца, 1976 год

Это одна из самых удивительных историй не только в Формуле 1, а вообще в спорте. Всего за шесть недель после ужасной аварии произошедшей с ним на Нюрнбургринге, Ники Лауда не только встал на ноги, он был готов выступать на гран-при Италии. Как вы можете видеть на фото, шрамы на лице были ещё совсем свежие, когда он приехал выступать на гран-при в Италии, но гораздо более свежей  и глубокой была психологическая травма. Несмотря на то, что он сумел вернуться в кабину до выходных, Лауда был не в состоянии участвовать в пятничной тренировке. «Мне было очень страшно», позже признался он. Но после ночных душевных мучений в поисках ответа самому себе, звезда Феррари решил попробовать ещё раз. Он чувствовал огромную ответственность перед командой после того как появился в боксах и объявил о своём решении выступать. В квалификации он показал 5-й результат, уступив всего 0.74 с обладателю поула Жаку Лаффиту, опередив при этом своих напарников Клея Рагаццони и Карлоса Реутемана. На следующий же день Лауда восхитил тифози (прим.авт. Тифози – прозвище ярых итальянских болельщиков команды Феррари), финишировав четвёртым. «Он практически восстал из мёртвых и всего шесть недель спустя финишировал четвёртым в гран-при – это действительно заслуживает уважения» сказал главный конкурент за звание чемпиона, Джеймс Хант, который сошёл на гран-при Италии. «Он просто сел в автомобиль и попытался быть самим собой, быть тем самым Ники: сдержанным, расчётливым и выступил на тот максимум, который он был способен показать на тот момент!»

Марио Андретти поднимает дух тифози во время эмоционального уик-энда в Монце, 1982 год

Марио Андретти поднимает дух тифози во время эмоционального уик-энда в Монце, 1982 год

1982 год, несомненно войдёт в историю прославленной Феррари, как один из худших сезонов. В течении первых трёх месяцев Скудерия пережила смертельную аварию Жиля Вильнёва в Бельгии и ужасный инцидент с его напарником Дидье Пирони в Германии, после которого он сам закончил свою карьеру в Формуле 1 (прим.авт. Во время квалификации он попал в аварию и повредил ноги. В общей сложности на ногах ему провели 30 операций). Когда наступил сентябрь и Формула 1 приехала в Италию, «скачущей лошадке» перед своими трибунами было нужно нечто большее чем обынй прорыв наверх и команда решила пригласить за руль Марио Андретти. Американец итальянского происхождения, который уже выступал за Феррари, каких-то десять лет назад, с радостью принял предложение Энцо Феррари и стал напарником Патрика Тембея. И всё это несмотря на то, что он никогда не управлял болидом Формулы 1 с турбодвигателем. «Ну какой парень сможет сказать «нет» Феррари в Монце?», сказал Андретти. После краткого введения в принцип управления болидом 126С2 Fiorano, Андретти сделал немыслимое приехав первым в квалификации. И хотя он финишировал лишь третьим – это не имело значения, ведь он сделал рывок в тот самый момент, когда это было необходимо.

Сенна подарил Феррари незабываемый дубль на домашней трассе, Монца, 1988 год

Сенна подарил Феррари незабываемый дубль на домашней трассе, Монца, 1988 год

Иногда кажется, что есть такие победы, которые были просто обязаны произойти. Вот и гран-при Италии 1988 года, первая гонка Скудерии дома, после смерти легендарного основателя Энцо Феррари. Но даже «старик» не мог бы себе представить, что Скудерия сможет победить доминирующую Макларен-Хонда с Айртоном Сенной и Аленом Простом в Монце. Красно-белые машины выиграли все  11 раундов, предшествующие итальянскому этапу. Хотя Прост, стартовавший вторым, сошёл с трассы из-за нетипичного отказа двигателя, обладатель поула Айртон Сенна всё ещё успешно продолжал свой заезд. За два круга до финиша он имел комфортный отрыв от преследующих его Герхарда Бергера и Мишеля Альборетто на Феррари. Но здесь его величество случай ввёл в игру своё тайное оружие Жана-Луи Шлессере, который заменял в болиде Уильямс Найджела Менселла. Он ехал в последнем эшелоне, где-то в районе 11 позиции, в тот момент когда Сенна должен был обойти его на круг в первой шикане. Дует столкнулся колесами и оба автомобиля вылетели с трассы. Мгновением спустя оба болида Феррари, комфортно проехали мимо. Через несколько минут Бергер и Альборетто, приветствовали зрителей на круге почёта в качестве победителей. В тот день не было ни одного работника команды Феррари, кто бы не проронил слезу…

Тифози принимают Шумахера, Монца, 1996 год

Тифози принимают Шумахера, Монца, 1996 год

Хотя он был победителем и двукратным чемпионом мира, Михаэль Шумахер присоединившийся к Феррари в 1996 году, не был встречен овациями и всеобщей похвалой итальянских болельщиков. Многие из которых видели в немце прагматичного и холодного человека, совсем не такого какого они любили в весёлых и жизнерадостных Жане Алези или Жиле Вильнёве. Но Шумахер смог победить, не смотря на всех кто в нём сомневался. «Шуми» взял громоздкую F310 и победил на ней в Испании и Бельгии, но это было ещё не всё. Своё окончательно слово в этом сезоне он сказал на домашней гонке, где команда не побеждала долгие семь лет. После старта гонки, шансы Шумахера были не велики, но сход лидера чемпионата пилота Уильямс Дэймона Хилла, который с грохотом влетел в покрышки на пятом круге гонки сделали победу вполне реальной. Напарник Хилла, Жак Вильнёв финишировал лишь седьмым. Но не сход с трассы решил исход гонки. Апогеем стал убийственно быстрый пит-стоп Михаэля, который превратил отставание в 0.6 с от Бенеттона Жана Алези в 5 секунд преимущества. «Я никогда не видел таких эмоций», сказал Шумахер после гонки. «Это сводит с ума. Такое возможно только в Италии.» На фото вы видите как Шумахер проезжает мимо трибун, расположенных в «Параболика», до отказа заполненных итальянскими болельщиками.

Обезумевший Хаккинен сходит с трассы, Монца, 1999 год

Обезумевший Хаккинен сходит с трассы, Монца, 1999 год

Редко можно увидеть пилота в таком унынии. Ликующие трибуны, полные фанатов Феррари звенят в ушах Мики Хаккинена, в сердцах он бросает перчатки на землю и удаляется в ближайшую лесополосу, там он падает на колени и плачет. Финский гонщик совершил элементарную ошибку в первой шикане и закрутил свой Макларен с комфортной лидирующей позиции в гравийную подушку. После того как его машина полностью остановилась, величина всего того что произошло резко навалилась на чемпиона мира – он не только упустил победу в гонке, в которой почти наверняка победил бы, но он так же упустил отличный шанс увеличить отрыв в чемпионате, опередив Феррари лидера команды, которым на тот момент де-факто был Эдди Ирвайн.

Феттель «объявляет» о своих намерениях стать супер-звездой, Монца, 2008 год

Феттель «обяъвляет» о своих намерениях стать супер-звездой, Монца, 2008 год

Дождь, говорят – это «великий уравнитель преимуществ», но не смотря на это никто не ожидал, что Торо Россо сможет бороться за победу в Монце в 2008 году. Гены Ред Булл или что-то другое? Но после того как Себастьян Феттель окажется за рулём, всё становится возможным. После того как 21-летний немец имел честь стать самым молодым пилотом Формулы 1, завоевавшем очки в гонке, он ещё стал и самым молодым обладателем полу-позиции. И всё это в условиях одинаковой производительности болидов, во время дождевой квалификации в субботу. Но не смотря на ударный результат, большинство в паддоке считало, что гонку выиграет Хейкки Ковалайнен на Макларен, который квалифицировался вторым. Но у Феттеля были свои планы на этот счёт. Установив преимущество почти в 2 секунды на круге, на мокрой трассе, Себастьян уже не упустил лидирующей позиции. «Это лучший день в моей жизни. Я никогда не забуду эти чувства. Это невероятно», сказал Себастьян Феттель после сенсационной победы, которой он затмил Фернандо Алонсо, как самого молодого победителя в гран-при Формулы 1. На фото вы видите Хейкки Ковалайнена в брызгах шампанского Себастьяна Феттеля, который в итоге занял второе место.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal