Джим Кларк, загадка остаётся

Джим Кларк, загадка остаётсяЧерез несколько недель, 1 мая примет на себя саван события произошедшего в автоспорте и значащего для нынешнего поколения болельщиков Формулы 1 столько же, сколько значит то, которое произошло 7 апреля много лет назад для старшего поколения любителей Ф1.

7 апреля 1968 года на трассе Хоккенхайм был убит Джим Кларк. Различие между этим отвратительным событием и гибелью Айртона Сенны то, что некоторые из нас не знают где находится Хоккенхайм, и что Джим Кларк вообще выступал на этом автодроме.

На самом деле Кларк должен был принимать участие в BOAC 500 в Брендс-Хетч, раунд чемпионата мира в гонках на суперкарах, который в то время был гораздо более значимым чем гонки в Ф2 на сравнительно неизвестном треке (Хоккенхайм не принимал гран-при до 1970 года). Договор между Лотус и Firestone гласил, что двукратному чемпиону мира придётся отказаться от выступления за рулём Форд F3L и принять участие в серии, которую не признавала британская национальная газета, не говоря уже о телевидении, для которого трансляции автоспортивных мероприятий в то время было крайне редким событием.

Подробной информации об инциденте с Кларком почти не существует. Всё что нам было известно из заголовков первых страниц утренних газет, вышедших в понедельник — это то, что гонка проходила в условиях повышенной влажности и Кларк врезался в дерево (в том месте отсутствовало какое-либо ограждение), после вылета с трассы в одном пологом повороте.

Мысль о том, что Кларк ошибся в таком месте было проклятием для тех, кто хоть чуть-чуть был знаком с талантом шотландца. Скорее всего причиной аварии стала механическая поломка или спустившее колесо. Последний вариант получил абсолютное множество авторитетных заявлений в свою пользу, несмотря на репутацию Лотус как очень хрупкого автомобиля. Но честно говоря никто не был уверен на 100% в своих заявлениях.

На момент гибели Джим Кларк имел в своём активе 25 побед и 33 поул-позиции, на тот время — это был абсолютный рекорд Формулы 1

Недавно Поль-Анри Кагея (Paul-Henri Cahier) разместил на своём аккаунте в Facebook статью. Кагея один из ведущих фотографов для Ф1, пошёл по стопам своего покойного отца Бернарда, который был очень влиятельной фигурой в международном автоспорте с 1952 по 1990-е годы.

Среди его многочисленных должностей, роль советника компании Goodyear во времена их доминирования в качестве поставщика шин в автоспорте. Кагея старший обратил внимание своего сына на письмо, которое многие из нас упустили из виду. Оно было опубликовано в одном американском журнале 21 год назад. Автор письма Поль-Анри:

Фред Гэмбел, международный директор по мотоспорту компании Goodyear в 60-е, написал журналу ON TRACK письмо, от 23 мая 1993 года, где оно было опубликовано под заголовком «Время правды». Это то, что Фред хотел выделить:

«Об обстоятельствах смерти Джима Кларка…возможно настало время сказать правду. Я имел честь быть частью той эпохи и другом Джима Кларка, и был таким же опустошённым как и многие, когда он был убит. Его автомобиль имел неисправности задней подвески, к сожалению это одно из частых мест поломки блестящего, но недостаточно крепкого болида Лотус тех времён.

В то время когда Firestone заключил договор с Лотус, я был первым директором компании Goodyear по международным гонкам. После аварии покатились слухи о проблеме с шиной. Инженеры компании Firestone показали мне шины с автомобиля Кларка. Они не были спущенными, но были потёртости, которые говорили о том, что автомобиль понесло в сторону после поломки в подвеске. Джими имел бы шанс вырулить с проколом или с дефляцией, но поломка в подвеске была гораздо более сложным случаем, что не давало ему контролировать автомобиль.

Я могу понять Firestone, которые не хотели чтобы обвинения посыпались на их корпоративные отношения с Лотус и Колином Чепменом…Я думаю, что те из нас, которые «вращались» в спорте в то время, кто знал о подробностях гибели Джима Кларка, наверное молчали из уважения к таланту Колина Чепмена как дизайнера, но больше потому, что великий Джим Кларк был Чемпену как сын. Я уверен, что Чепмен знал причину аварии, но был при этом публично осуждён за хрупкость конструкции. Всё это было слишком эмоционально для того чтобы Колин это мог перенести.»

Письмо поднимает много интересных нюансов, многие из которых показывают как массово изменились ценности в спорте.

Можете ли вы себе представить покрышки компании, которая готова была бы на себя взять ответственность за Фото разбитого болида Кларка после фатального инцидента на Хоккенхаймподобные случаи, только для того чтобы не испортить корпоративных отношений с командой? Даже с учётом более жёстких времён 1968 года, мне трудно в это поверить, потому что Лотус в то время был лишь мизерной частью от их клиентуры, по сравнению с такими гигантами как Форд или Дженерал Моторс.

Больше выразительно последнее заявление: «Чепмен и Кларк были действительно как сын и отец.» Чепмен целовал землю по которой ходил Кларк. Сейчас даже и близко не встретить таких отношений в автоспорте. Кларк дебютировал с Лотус и рос вместе с Чепменом, каждый из них подпитывался гением другого с точки зрения понимания и уважения. После этого нетрудно представить, какие последствия имела гибель Кларка на Чепмена, особенно если причиной была механическая поломка.

Мы можем только продолжать строить предположения. Вы же можете возразить, что отказ подвески вряд ли мог произойти в довольно пологом повороте, во влажных условиях и с учётом того, что Кларк был явно не в форме и практически не боролся, идя на восьмом месте. С другой стороны, на том же автомобиле была поломка задней подвески неделею ранее на гонке в Барселоне. А возможно это была минутная слабость пилота. Кто знает? Загадка остаётся.

Несмотря на интригующее письмо Гэмбла, точная причина смерти гоночного идола всё ещё будет тайной, не смотря на 46-летнюю давность события. Теперь вы наверное подозреваете, что ужасная авария Айртона Сенны сможет приоткрыть нам свою завесу приблизительно 1 мая 2040 года.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal