Моменты истории. Гран-при Бельгии.

Серия статей призванных исследовать моменты истории гран-при продолжается. На очереди гран-при Бельгии, один из самых знаменитых этапов в календаре Формулы 1. Оглянемся назад и узнаем какой была первая победа команды Макларен, вспомним удивительный дебют Михаэля Шумахера, неожиданную победу команды Джордан и возможно величайший обгон в истории и многое другое…Альберто Аскари пошёл по стопам отца.Спа-Франкошам,1952 год

Альберто Аскари пошёл по стопам отца…Спа-Франкошам, 1952 год

Грэм и Дэймон Хилл, Жиль и Жак Вильнёв, Кеке и Нико Росберг – Формула 1 имеет богатую историю побед отцов и сыновей. Альберто Аскари не принадлежит к этому списку, но лишь в силу того, что в то время когда его отец Антонио выиграл довоенное гран-при Бельгии не было такого понятия как: «чемпионат мира Формулы 1». Аскари старший выиграл первый Grande Epreuve в Спа в 1925 году пилотируя болид Альфа Ромео, младший повторил его достижение в 1952 году за рулём Феррари. На фото изображён итальянский пилот в Eau Rouge  во главе пелотона, он возглавлял гонку на протяжении всех кругов, кроме одного.

Бриллиантовый Кларк, дождь, Спа-Франкошам, 1963 год

Бриллиантовый Кларк,дождь,Спа-Франкошам,1963 годСочетание Джима Кларка и Лотус 25, было почти непобедимым в 1963 году – в любую погоду. Проблемы шотландца с коробкой передач, откинули его на восьмое место в квалификации на гран-при Бельгии. Но проливной дождь во время гонки катапультировал его в лидеры, прежде чем он достиг поворота Eau Rouge. Грэм Хилл на BRM был единственным пилотом, который мог противостоять Кларку. Будучи лидером гонки англичанину удалось немного размяться, но вскоре после старта на трек обрушился проливной дождь, как будь-то из библейских писаний. После этого у Грема начались проблемы с коробкой передач. Так же как и годом ранее победителем гонки стал Джим Кларк. Он привёз своему ближайшему преследователю Брюсу Макларену невероятные 4 минуты и 54 секунды. На фото изображён Джим Кларк, который отважно вёл свой болид к победе даже в таких невероятно сложных условиях.

Макларен, открывает счёт своей команды, Спа-Франкошам, 1968 год

Макларен, открывает счёт своей команды, Спа-Франкошам, 1968 годБрюс Макларен не выигрывал в гонках чемпионата мира на протяжении шести лет, вплоть до гран-при Бельгии в 1968 году, но и после этой победы он не был уверен, что сможет повторить её. Новозеландец был погружён в заботы над болидом, который он сам и сконструировал. Большую часть дня он потратил на то, что деловито мастерил свой ярко-оранжевый M7A. Когда Макларен финишировал, он думал, что приехал вторым ведь был ещё лидер гонки Джеки Стюарт, который как стало известно позднее, остановился из-за нехватки топлива и финишировал четвёртым. «Я пересёк финишную черту, увидав что-то вроде волны в виде клетчатого флага, потом последовало очень сложное торможение, я остановился на выезде из пит-лейна и решил заехать обратно к нашим боксам», сказал Макларен. «Но по пит-лейну слонялось столько народу, что мне пришлось вылезти из машины и оставить её.» В этот момент наш скромный «киви» узнал о том, что он стал вторым гонщиком в истории Формулы 1 (после его наставника Джека Брэбэма), который выиграл гран-при на автомобиле собственной конструкции. На фото вы видите Брюса Макларена (в центре), Педро Родригеса (слева) в его фирменной шляпе охотника на оленей и Жаки Икс (справа), занявшего третье место.

Победное оружие Нильсона, Зольдер, 1977 год

Победное оружие Нильсона, Зольдер, 1977 годГран-при Бельгии 1977 года было одной из 10 гонок между 1973 и 1984 годом, которое проходило на менее захватывающем чем Спа, автодроме Зольдер. 32 автомобиля бились за 27 мест на стартовой решётке, а с поул-позиции в итоге стартовал Лотус Марио Андретти. Гонка оказалась на удивление захватывающей. За время заезда сменилось пять лидеров, а сама гонка проходила как по суху так и во время дождя. Но всех затмил Гуннар Нильсон, на ещё одном чёрно-золотом автомобиле. Супер-гладкий швед проскочил между Андретти, Йохен Масс и Карлосом Реутеманом (чей Феррари изображён позади Лотуса Нильсона на фото), которые не справились с скользким треком. За эти старания он был награждён, лидирующей позицией. Но перед ним оставалось Феррари Ники Лауда. К несчастью последнего на 50-м круге гонки его развернуло и Нильсон вышел вперёд и в итоге приехал к единственной в карьере победе в гран-при опередив своих преследователей на 14 секунд.

Доминирующий Сенна, выигрывает свою вторую победу из пяти в Бельгии, Спа-Франкошам,1988

Доминирующий Сенна, выигрывает свою вторую победу из пяти в Бельгии, Спа-Франкошам,1988Айртон Сенна, возможно, был «Мастером Монако», но он ещё имел и другое прозвище — «Арденский Туз». Великий гонщик, выиграл в Спа пять гонок, в том числе четыре подряд между 1988 и 1991 годами и даже удостоился чести быть награждённым историческим трофеем «Кубок СМ Леопольда 3», таковым было его доминирование здесь. Эта фотография очень точно отображает его превосходство на этой трассе, на ней он ускоряется, спускаясь вниз от шпильки La Source к несравненному Eau Rouge. Вооружённый непобедимым болидом Макларен-Хонда MP4-4, единственный кто мог что-то противопоставить Сенне, был его напарник по команде Ален Прост. Но несмотря на то, что Айртон квалифицировался на поуле, а Ален на второй позиции, у «профессора» нечем было ответить бескомпромиссной скорости бразильца. В конечном итоге Прост финишировал вторым, с отставанием от Сенны в 30 секунд.

Сенсационный Шумахер ослепляет в дебютном гран-при, Спа-Франкошам, 1991 годСенсационный Шумахер ослепляет в дебютном гран-при, Спа-Франкошам, 1991 год

Сказать, что Михаэль Шумахер произвёл впечатление на своём дебютном выступлении в Формуле 1 на трассе Спа, означает ничего не сказать. Немецкий мальчик, был пилотом гоночных автомобилей, но никогда до этого не управлял болидом Формулы 1. Во вторник перед гонкой, он впервые познакомился со своим автомобилем. Но это не всё. Ко всему прочему он был абсолютно не знаком с трассой. Ему пришлось изучать её, управляя велосипедом. Но в конечном счёте,  когда он сел за руль своего автомобиля в квалификации, он был уже совершенно непохож на новичка. В первой же сессии свободных заездов в пятницу, 22-летний немец закончил почти на секунду быстрее, чем регулярный пилот Джордан Андреа де Чезарис. Шумахер после квалификации, готовился стартовать седьмым, так и произошло, но вот гонка оказалась очень неудачной для Михаэля. Он проехал всего 500 метров и сошёл с дистанции из проблем со сцеплением. Результат гонки был абсолютно не важен, всё что он должен был доказать он доказал до её начала и в течении нескольких дней Бенеттон подписал с Михаэлем многолетний контракт. Двенадцать месяцев спустя на этой же трассе, он уже принимал лавры победителя гран-при…

Хилл вынуждает Джордан порадоваться дважды,Спа-Франкошам,1998 год

Хилл вынуждает Джордан порадоваться дважды,Спа-Франкошам,1998 годГран-при Бельгии 1998 года, вне всяких сомнений должно занимать своё место в историческом зале славы Формулы 1, как одна из самых богатых событиями и непредсказуемых гонок. Всё началось на первом круге, когда столкнулись сразу 13 автомобилей, а началось это с того, что Дэвид Култхард потерял контроль над болидом в невероятно скользких дождевых условиях. Шотландцу повезло больше чем всем остальным, ему удалось пересесть на запасной автомобиль и продолжить гонку. Но позднее уже он был вовлечён в другой инцидент. В зад его MP4-13, врезалось Феррари Михаэля Шумахера. После того как разъярённый немец отправился в боксы со сломанным передним правым колесом, Джордан Дэймона Хилла (на фото слева) стал лидером гонки. Второй болид, которым управлял напарник Хилла по команде Ральф Шумахер (на фото справа), шёл следом. Здесь же на фото изображён и босс команды – Эдди Джордан после всем известной дебютной победы, его команды. Под ещё продолжающимися каплями дождя он сидит на плечах своих пилотов и держит в руках кубок победителей. Во время гонки он приказал своим пилотам очень и очень осторожно её закончить таким образом, чтобы команда оформила дубль. Култхард же тем временем столкнулся с серьёзными проблемами и вынужден был финишировать седьмым в пяти кругах позади лидера гонки…

Хаккинен завершает эпический обгон Шумахера на скорости 321км/ч, Спа-Франкошам, 2000

Хаккинен завершает эпический обгон Шумахера на скорости 321км-ч, Спа-Франкошам, 2000Это захватывает дух, от этого бегут мурашки по спине, это бодрит как холодный душ – много слов можно подобрать, чтобы описать бесстрашный проход Мики Хаккинена на скорости 321 км/ч на трассе Спа. Не Михаэль Шумахер, который пал бесстрашием Хаккинена, не Рикардо Зонта не представляют, насколько этот обгон стал сенсационным событием в далеком 2000 году. Всё началось по сути в первом повороте за круг до того как стало фрагментом вот этой фотографии. «Летающий финн» сделал попытку обгона Михаэля по внутренней траектории в конце сверх быстрой прямой Kemmel, но Шумахер яростно оберегал свою позицию и буквально прижал финна к траве. Мика не испугался и ждал своего часа. Дуэт мчался дальше из Eau Rouge. И на следующем круге Хаккинен предпринял ещё одну попытку обгона. Но была небольшая проблема – BAR Риккардо Зонты, которого предстояло опередить на круг. Всё бы ничего да он занимал слишком драгоценное на тот момент место на трассе. Михаэль Шумахер (красный автомобиль справа) шёл в воздушном мешке Зонты (белый автомобиль в центре), который после того как Михаэль начал обгон сместился немного левее, чтобы не мешать. В этот момент Хаккинен, который сначала шёл в воздушном мешке позади Михаэля, а после начала его манёвра позади Зонты, выскочил и неожиданно для всех решил обогнать BAR справа (на фото крайне левый автомобиль). Неимоверно большая скорость, которую к тому времени развил его Макларен и близость торможения делали это манёвр сверх рискованным, но Мика парень не из робкого десятка, он рискнул и у него получилось. Одним махом он опередил и Зонту и Шумахера в борьбе за лидерство в гонке и аккуратно вписался в Les Combes. Теперь он спокойно ехал к своей четвёртой победе в сезоне, даже не думая наверное о том, что это был наверное один из самых лучших обгонов в истории Формулы 1. Вы так не думаете?

Райкконен становится лидером гонки после 12 кругов и остаётся им до конца, Спа-Франкошам, 2004 годРайкконен становится лидером гонки после 12 кругов и остаётся им до конца, Спа-Франкошам, 2004 год

Спа всегда была раем для Кими Райкконена – финн побеждал на классической трассе в Ардене четыре раза. Но возможно, его самая красивая победа — это его первая победа в 2004 году. Пилот Макларен приехал в Бельгию на 14-м месте из 18-ти. В сезоне где BAR, Renault, Williams были самыми близкими конкурентами Ferrari, а ему ни разу не удалось финишировать на подиуме. Это стало ещё менее маловероятным событием после того как Райкконен квалифицировался 10-м. Но сразу после старта, немного потолкавшись колёсами с Sauber Фелиппе Масса в La Source, он вышел на пятую позицию ещё до выхода машины безопасности, которая должна была внести ясность в аварию, произошедшую на первом круге. После возобновления гонки Райкконен, продолжил своё фееричное шествие, опередив Михаэля Шумахера и своего напарника по команде Дэвида Култхарда чтобы выйти на третью позицию. После того как Ярно Трулли ушёл на свой первый пит-стоп другая Renault Фернандо Алонсо возглавила гонку, но не надолго. Испанец сошёл с трассы из-за утечки масла. К тому моменту когда Райкконен сделал своё первый пит-стоп на 12 круге гонке он  уже смог создать такое преимущество по времени, что вернулся в гонку лидером. Второй выход машины безопасности за 14 кругов до финиша переместили Михаэля Шумахера (на фото слева) и Рубенса Баррикелло (на фото справа) на второе и третье место позади Райкконена (на фото в центре). Но они ничего не смогли противопоставить финскому гонщику, который шёл к своей сенсационной победе

Спорный обгон стоил победы Хэмильтону, Спа-Франкошам, 2008

Спорный обгон стоил победы Хэмильтону, Спа-Франкошам, 2008Поскольку 2008 год был обусловлен отличными выступлениями Кими Райкконена, все ожидали, что он в очередной раз выиграет в Бельгии, но у Льюиса Хэмильтона на этот счёт были свои планы. Британец вышел в лидеры на втором круге гонки, но длинная гонка переместила его назад. Он сел на хвост Феррари в тот момент, когда начал накрапывать небольшой дождь, за несколько кругов до конца заезда. Чуть меньше чем за два круга до финиша, Хэмильтон (на фото ближе к камере) попытался пройти Райкконена в повороте «Автобусная остановка», но противостояние привело к контакту и во избежание более серьёзного столкновения Хэмильтон срезал шикану. Понимая, что он вышел на первую позицию нечестно, он пропустил вперёд Райкконена в конце главной прямой в районе выхода с пит-лейна, но как только финн опередил британца, тот снова атаковал. И опять опередил Райкконена в борьбе за лидерство. Хэмильтон выиграл битву, а когда Феррари Кими вынесло с трассы и ударило о барьерное ограждение в Blanchimont, он понял что выиграл и войну. Но после того как ему вручили трофей победителя и он отпраздновал победу, стюарды лишили его выигрыша, мотивировав это тем, что срезав шикану он получил преимущество и должен был получить 25-секундный штраф. Эта ситуация привела к тому, что Макларен откатился на третью позицию, а одарённый напарник Райкконена Фелипе Масса, вышёл на арену битвы за чемпионский титул. Итог которой решился в последней гонке в Бразилии, в противостоянии Хэмильтона и Массы.

Всегда Ваш В.Г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal